ЛИСТ


ЛИСТ
(Liszt), Франц, гениальный, несравненный пианист и замечательный композитор, род. 22 окт. 1811 в Райдинге близ Эденбурга (Венгрия), ум. 31 июля 1886 в Байрейте, сын управляющего князя Эстергази; отец его был музыкален, играл на фп. и нескольких струнных инструментах и потому был в состоянии дать пищу рано проявившемуся музык. таланту мальчика. Шести лет маленький Л. начал учиться игре на фп., девяти лет он выступил впервые в концерте слепого молодого барона ф. Брауна в Эденбурге с таким успехом, что отец мальчика решил устроить его собственный концерт в Пресбурге; этот второй концерт доставил маленькому Л. от нескольких венгерских магнатов (Амаде, Аппоньи, Сапари) ежегодную стипендию в 600 гульденов на 6 лет для завершения артистического образования. Тогда отец Л-а отказался от своей должности в Райдинге, и родители всецело посвятили себя воспитанию сына, переселившись немедленно (1821) в Вену, где Черни сделался учителем Листа по фп-ной игре, а Сальери по теории. Успехи Л. были невероятны; известно, что Бетховен, на прощальном концерте Л. перед отъездом последнего из Вены, был так восхищен игрой мальчика, что взошел на эстраду и поцеловал его. Из Вены Л. отправился в Париж (1823); добросовестный отец хотел поместить сына для усовершенствования в консерв.; но Керубини, который терпеть не мог Wunderkind'ов, отказался принять Листа под тем предлогом, что он иностранец. Таким образом настоящей высшей школой для Л. сделалась необходимость выступать публично. Как в Вене, так и в Париже протекция венгерских магнатов ввела его в высший круг общества, и вскоре "le petit Liszt" сделался баловнем самых изящных салонов. Учителей фп-ной игры у него уже больше не было, но зато вскоре Паэр и позднее Рейха взялись продолжать обучать его композиции. После концерта, наэлектризовавшего парижан, отец решил посетить также и Лондон; мать вернулась в Вену. За первым путешествием в Англию (1824) последовало второе, а также две поездки по департаментам Франции; во время последней из них умер отец Листа в Булони Приморской (1827). Теперь Л-у пришлось искать средств к дальнейшему существованию для себя и для матери в качестве учителя музыки, так как срок вышеупомянутой шестилетней стипендии истек. В уроках недостатка не было, он был тотчас же приглашен учителем в лучшие семейства. Слава Л-а в кач. пианиста была уже вполне обеспечена, да и как композитор он уже заставил о себе говорить, так как в 1825 в Большой опере была поставлена его оперетка "Don Sancho". Значительное влияние на своеобразное развитие индивидуальности Л. имели июльская революция, которую он встретил с большим сочувствием, и сен-симонизм, которым он временно увлекался. Несколько раз в Л. проявлялось желание принять монашеский обет, но каждый раз в нем превозмогало крепнущее сознание своего артистического призвания. Концерт Паганини в Париже (1831) привел его в экстаз и побудил заняться разработкой новых сторон своей техники (растяжение руки, скачки). В совершенно ином направлении повлияла на его развитие самобытная натура Шопена, с которым Л. очень подружился. Возвращение Берлиоза из Италии и исполнение его "Episode de la vie d'un artiste" еще глубже отразились на художественной натуре Л-а, и с тех пор он сделался энергичным сторонником той идеи, что музыка должна всегда что-либо выражать, изображать, должна передавать поэтические идеи. Таким образом Л. сделался вместе с Берлиозом поборником программной музыки. Новые понятия о современной тональности и ее будущем развитии (устранение старого понятия о строе), выраженные Фетисом в 1832 на его музыкально-философских лекциях, были также с увлечением восприняты Листом; они придали его гармония то разнообразие и свободу от оков строя (гаммы), которые сделались затем одним из характерных признаков "новонемецкой школы". Не только как художник, но и как человек вступил Л. в новый фазис жизни; любимец салонов сделался зрелым мужем, и увлечения его приняли более серьезный характер. Продолжительное влияние на жизнь Л. получили его отношения к графине д'Агу [d'Agoult] (известной в кач. писательницы под псевдонимом Даниэль Стерн), которая покинула мужа и несколько лет (1835–39) прожила с Л., сперва в Женеве, потом в Ногане у Жорж-Занд, а также в Италии (Милан, Венеция, Рим). Из трех детей Л. и д'Агу, дочь Козима была впоследствии женой Ганса ф. Бюлова и позднее Рих. Вагнера. В конце 1839 Л. отослал графиню с детьми к своей матери в Париж, между тем как сам продолжал карьеру виртуоза и совершал до 1849 овои триумфальные шествия по Европе. Уже в 1836 он победоносно выдержал борьбу с самым выдающимся своим соперником, Тальбергом, в Париже, куда ездил два раза из Женевы; не было больше пианистов, которые могли бы серьезно оспаривать у него первенство. К 1839 относится выходящий из ряда вон поступок Л.: он написал комитету, заведующему постановкой памятника Бетховену в Бонне, что гарантирует лично всю недостающую для постановки (очень крупную) сумму, и действительно собрал ее при помощи концертов. В 1842 Л. в первый раз посетил СПБ, где как и всюду возбудил всеобщий восторг. В 1847 Л. принял должность придв. капельмейстера в Веймаре и занимал ее в течение последующих 12 лет (до 1861). За это время Веймар сделался сборным пунктом выдающихся талантов (Рафф, Бюлов, Таузиг, Корнелиус и др.), передовым постом "новонемецкого направления". В Веймаре Л. написал свои "симфонические поэмы", в которых сильнее всего отразилась его творческая индивидуальность. Сопротивление, которое встретил Л. в своем пылком стремлении в этом новом направлении (срв. Корнелиус), побудило его отказаться от своей должности. С 1861 он прожил в Риме до 1870, когда управлял празднеством в честь Бетховена в Веймаре и восстановил прежние добрые отношения к тамошнему двору; с этих пор он ежегодно проводил несколько летних месяцев в Веймаре. В 1865 Л. принял малое пострижение и сделался аббатом, а в последние годы жизни был облечен также в сан каноника; таким образом влечение к духовному сану, бывшее у него с юности, нашло себе удовлетворение. В эту последнюю эпоху он является преимущественно – но не исключительно – церковным композитором. Почестями и отличиями Л. был осыпан как редко кто из музыкантов до него. Кёнигсбергский универс. возвел его в степень Dr. phil honoris causa, австрийский император возвел его в дворянство, многие немецкие и австрийские города избрали его своим почетным гражданином и т.п. С 1875 Л. был также избран президентом вновь основанной венгерской Национальной музык. академии в Пеште. Толпа восторженных учеников следовала за Л. всюду, куда бы он ни переселялся. Главнейшие произведения Листа: А. Симфонические поэмы (для большого оркестра): "Ce qu'on entend sur la montagne" (B. Гюго), "Tasso, lamento e trionfo", "Les Préludes", "Orpheus", "Prometheus", "Mazeppa", "Festklänge", "Héroïde funèbre", "Hungaria", "Hamlet", "Hunnenschlacht", "Die Ideale", "Von der Wiege bis zum Grabe" (1883, по рисунку Мих. ф. Зичи); "Dante" (симфония по "Божественной Камедии" Данте, для оркестра и женс. хора), "Eine Faustsymphonie" (характерные картины: Фауст, Маргарита, Мефистофель, для оркестра и мужс. хора); затем "Episoden aus Lenaus "Faust"" ("Der nächtliche Zug" и два "Mephistowalzer"), "Künstlerfestzug" (к празднеству в честь Шиллера 1859), "Gaudeamus igitur" (с хорами и соло), "Festmarsch", "Festvorspiel", "Huldigungsmarsch", "Vom Fels zum Meer" (марш) и ряд мастерских аранжировок маршей Шуберта, "Divertissement à l'Hongroise etc.", марша "Rakoczy" и др. В. Фп-ные произведения: 2 концерта (Es-dur, A-dur), "Danse macabre" для фп. с оркестром, Concerto pathétique (соло), 15 венгерских рапсодий, Rhapsodie espagnole ("Jota aragonese"), соната H-moll, фантазия и фуга на тему BACH, переложение для фп. 6 органных прелюдий и фуг И. С. Баха, вариации на тему из мессы H-moll Баха, 2 баллады, Berceuse, 2 легенды, 2 элегии (одна для фп., скрипки и виолонч.), Capriccio alla turca (на мотивы из "Ruines d'Athènes" Бетховена), "L'idée fixe" (мотив Берлиоза), Impromptu Fis-dur, "Consolations", "Apparitions", "Harmonies poétiques et réligieuses", "Années de pélerinage" (26 пьес), "Liebesträume" (3 ноктюрна), хроматический галоп, 3 Valses-Caprices, большое число парафраз, в особенности на мотивы из опер Вагнера, Мейербера, Верди и других, бравурная фантазия на "Clochette" Паганини, "Свадебный марш и хоровод эльфов" из "Сна в летнюю ночь Мендельсона, марш из "Руслана и Людмилы" Глинки, "Тарантелла" Даргомыжского, "Полонез" из "Евгения Онегина" Чайковского, множество транскрипций романсов для фп. в 2 руки (около 60 романсов Шуберта, "Соловей" Алябьева и пр.), переложения для фп. в 2 руки девяти симфоний Бетховена, "Symphonie fantastique" Берлиоза, а также его же "Марша пилигримов" из "Гарольда в Италии", "Танца сильфов" из "Осуждения Фауста" и увертюр: "Тайное судилище" и "Король Лир", увертюры к "Тангейзеру" Вагнера, "Danse macabre" Сен-Санса и мн. др.; "Etudes d'exécution transcendante", "3 grandes études de concert" "Adirato" (Etude de perfection) и пр. Сюда же примыкают вариации на марш из "Пуритан" для 2 роялей, несколько переложений для 2 роялей, "Andante religioso" и много транскрипций для органа или гармониума, а также мелодраматические фп-ные произведения (на "Леонору" Бюргера, "Helges Treue" Страхвица, "Trauriger Mönch" Ленау и др.), 3 дуэта для фп. и скрипки и пр. С. Вокальные произведения: "Гранская торжественная месса", "Венгерская коронационная месса", 2 органные мессы (C-moll и A-moll), 13-й, 18-й, 23-й и 137-й псалмы, реквием для мужских голосов с органом, множество мелких церковных песнопений (Pater noster, Ave Maria, Ave maris Stella, Ave verum, Tantum ergo, о salutaris), оратории: "Христос", "Станислав", "Легенда о св. Елизавете", кантаты: "Колокола Страсбургского собора", "Св. Цецилия", "К художникам" (для мужс. хора), хоры к "Освобожденному Прометею" Гердера, торжеств. кантаты к 100-летним юбилеям Бетховена, Гердера, Гёте; несколько тетрадей 4-глсных квартетов для мужск. голосов, около 60 романсов для 1 голоса с фп., "Jeanne d'Arc au bucher", "Сила музыки" и пр. Если композиции Л. являются плодом, не столько непосредственного творческого вдохновения, сколько работы ума, тонкого и изощренного, то все же его высокое музыкальное развитие и огромные познания в области литературы, в соединении с горячим увлечением прогрессивными идеалами (отрицание шаблонности, стремление к характерному в музыке), наложили на его произведения печать оригинальности. Фп-ные композиции Л., впрочем, нередко впадают в пустую и бессодержательную игру звуков. о значении Л. для "Новой русской школы", cм. это слово и Балакирев. D. Литературные труды: "De la fondation Goethe à Weimar" (1851); "Lohengrin et Tannhäuser de Rich. Wagner" (1851, также на немецк.); "Frédéric Chopin" (1852, 2-е изд. 1879; русск. перев. Зиновьева, СПБ. 1887); "Des Bohémiens et de leur musique en Hongrie" (1861; немецк. перев. П. Корнелиуса, также на венгерском); "Über Fields Nocturnes" (1859, франц. и немец.); "Robert Franz" (1872); "Keine Zwischenaktsmusik mehr" (1879). Полное собрание сочинений Л. было издано на немец. языке Л. Раманом (1880–83, 6 т.), Переписка между Вагнером и Л. появилась в печати в 1887 (2 т.). Затем были изданы Ла-Марой "Briefe L-s an eine Freundin" (1894), "Briefe hervorragen- der Zeitgenossen an Fr. L." (1897) и "Briefwechsel zwischen Fr. L. und Hans v. Bulow" (1898). Небольшие биографические и эстетические этюды о Л. за последние десятилетия появились в большом количестве, в виде брошюр или частей крупных сочинений. Список напечатанных произведений (составил Авг. Гёллерих) в "N. Zeitschr. f. Musik" (1888–89). Обширную биографию написала Лина Раман ("Franz L.", 3 t., 1880–94). также Трифонов "Фр. Лист. Очерк его жизни и деятельности" (М. 1887); В. Стасов "Л., Шуман и Берлиоз в России", ("Северн. Вестник", 1889 NoNo 4 и 8); В. Стасов "Новая биография Л." ("Северн. Вестник", 1894, NoNo 11–12). Полное собрание композиций Л. готовится к печати у Брейткопфа и Гертеля. Новые издания писем Л-а: Ла-Мара "L-s Briefe" (1893–1902, 7 томов), "Briefe hervorragender Zeitgenossen an L." (1895–1904, 3 t.), Stern "L-s Briefe an К. Gille" (1903), v. Seydlitz "Ungedruckte Originalbriefe L-s" (1902). Новая биография Л-а: R. Louis. "F. L." (1904). В Веймаре имеется ныне "Листовский музей" в доме, где жил Л.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Синонимы:

Смотреть что такое "ЛИСТ" в других словарях:

  • лист — сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? листа, чему? листу, (вижу) что? лист, чем? листом, о чём? о листе; мн. что? листы, (нет) чего? листов, чему? листам, (вижу) что? листы, чем? листами, о чём? о листах 1. Лист это тонкий кусок,… …   Толковый словарь Дмитриева

  • ЛИСТ — муж. листик, листок, точек; листишка; листища; одиночная часть, разного вида и объема, того, что образует зелень растений (кроме стволов и стеблей), ботву овощей, листву лиственных дерев, игольник или хвои хвойных. Листы или листья б.ч.… …   Толковый словарь Даля

  • ЛИСТ — ЛИСТ, листа, мн. листья, листьев, и листы, листов, муж. 1. мн. листья. Один из основных органов растения, служащий ему для дыхания и состоящий из пластинки и черенка (бот.). Дубовый лист. Капустный лист. Дрожать, как осиновый лист. 2. только ед …   Толковый словарь Ушакова

  • Лист —         Разнообразие листьев цветковых растений, богатство их форм поистине фантастическое. Морфологическое многообразие листьев цветковых несравнимо ни с одной другой группой высших растений, в том числе значительно превосходит многообразие… …   Биологическая энциклопедия

  • лист — а; мн. листья, тьев и листы, ов; м. 1. мн.: листья и листы. Орган воздушного питания и газообмена у растений, имеющий обычно вид тонкой зелёной пластинки какой л. формы, определенной для каждого растения, на черенке прикреплённой к его стеблю или …   Энциклопедический словарь

  • лист — дрожать как осиновый лист, как лист перед травой, пристать как банный лист. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. лист листок, страница, плита, пластина, створка; матико, вайя,… …   Словарь синонимов

  • ЛИСТ — (лат. folium, греч. phyllon), один из основных органов высших растений, занимающий боковое положение на стебле (оси побега) и выполняющий функции фотосинтеза, транспирации и газообмена. Как правило, Л. плоский дорсивентральный орган, форма к рого …   Биологический энциклопедический словарь

  • лист — а, м. liste f. устар. Роспись, список, реестр, исчисление, употребляется обыкновенно тогда, когда говорят о росписе имен чиновнических. Ян. 1804. Лист, кому надлежит подарки давать. Новеллисту .. Пенсионарий и грефий Фогель и Шлингерлянд для того …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЛИСТ — «люблю и сильно тоскую»; «легавых и стукачей трамбуй» татуир. ЛИСТ Ленинградский институт советской торговли имени Ф. Энгельса образование и наука, Санкт Петербург, СССР ЛИСТ Л.И.С.Т. лаборатория исследования световых технологий …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Лист — единица измерения в издательском деле и полиграфии. См.: Авторский лист, Бумажный лист, Печатный лист, Учетно издательский лист …   Реклама и полиграфия

  • лист —  ЛИСТ    , а, м.    ◊ Долгие листы. Шулерская колода, в которой длинные края всех карт, кроме тузов, обрезаны на один волосок.    ◘ Шулер, зная, что у неопытного партнёра долгие листы, разумеется, снимет так, что хоть один туз пойдёт ему самому …   Карточная терминология и жаргон XIX века

Книги

Другие книги по запросу «ЛИСТ» >>